До сих пор казалось, что про арт-группу «Война» и их европейскую одиссею существует несколько плохих текстов, но при этом история, в общем, рассказана. Теперь вышел хороший материал Олеси Герасименко — и стало ясно, что наоборот: полностью эту историю еще только предстоит рассказать.
С «Войной» есть одна понятная структурная закавыка: они принципиально отрицают какую-либо границу между художественными практиками и жизнью — и все время очень настойчиво изображают, разыгрывают самих себя. После их перехода на ультрапатриотические позиции «Войне» стало уж совсем легко в этом смысле с журналистами, которые пытались про них писать: одни ужасались и демонизировали, другие радовались и демонизировались; в результате из истории «Войны» пропало все, кроме плоских идеологических баталий, — кажется, к радости самих героев, которых все это изрядно забавляет.
Герасименко делает действительную журналистскую работу и преодолевает эту уловку — прежде всего через сокращение дистанции и через оптику. Этот текст смотрит на Воротникова, Сокол и их семью не в логике постылого сюжета «были наши, стали крымнаши» — и даже не в логике жизнетворческой стратегии «я всегда буду против». Их история здесь рассказана в первую очередь как человеческая трагикомедия. Как приключения одной удивительной семьи, которая настолько отказывается вписываться в какие-либо существующие конвенции людского общежития, что их с кулаками выгоняют даже анархисты (сцена штурма комнаты «Войны» швейцарскими сквоттерами — пожалуй, сама впечатляющая во всем материале; я как-то пропустил эту историю), — но которая при этом поразительным образом по-своему гармонична и счастлива. «Войну» и их антиобщественный образ жизни обычно принято вздыхать в том смысле, что «жалко детей»; так вот по прочтении этого текста детей не жалко совершенно, и даже наоборот — кажется, что эта удивительная семья благополучнее многих.
В этом материале много ужасно интересной психологии (про отношения Воротникова и Сокол со своими родителями — чуть ли не ключевой с точки зрения смысла эпизод) и мало искусствоведения. Но последнее не кажется недостатком; скорее, кажется недостатком попытка его сюда вставить — дадаизм дадаизмом, но все-таки есть подозрения, что для художественных практик «Войны» релевантны далеко не только вещи, происходившие 100 лет назад, а тут на них все и кончается. По большому счету, искусство, даже в специфическом понимании «Войны», тут — скорее фон; главное — люди; и это нормально: на то, чтобы осмыслить «Войну» как художников, есть и время, и профессионалы; на то, чтобы посмотреть на них, как на людей, нужен был хороший журналист.
И собственно, возвращаясь к истории, которую только предстоит рассказать, — это именно история про искусство «Войны». Из текста очевидно, например, что корпус их европейских творений — фейсбук и инстаграм как арт-проект; воровство как художественная практика — пока совсем не осмыслен. Ну то есть — до этого текста казалось, что про «Войну» думать уже совершенно неинтересно и нечего. После текста кажется, что думать необходимо. http://www.bbc.com/russian/features-43267469
Другие посты по теме...
RASHEV @yrashev
Кстати, у меня с каждым городом обязательно связан какой-нибудь саундтрек или книга. Например, гуляя по Стамбулу, всегда хочется читать вслух Орхана Памука. В Алматы хочется слушать JCS и А-Студио. А вот в Риме –...
|
|
Vagitarian @vagitarian
Бомбочка! Три последних часа в баре «Мицва» вам будут лить потрясающие коктейли с 50% скидкой! Акция называется «Час еврея». В будние дни с 0.00-3.00, а в пт и сб с 2.00-5.00. Мне кажется, мы знаем где вы будете...
|
|
Beauty Insider @beautyinsider
#неполиткорректное люблю читать парфюмерных критиков - Катю Хмелевскую, Максима Юдова, Галю Анни, Любу Берлянскую. Ценю их за точность носов и фраз. Но часто вздрагиваю и икаю, читая комменты их фолловеров и френдов....
|
|
башня кремля @whitekremlin
Вся глубина пиздеца нашей внешней политики становится видна еще отчетливее, когда задаешься вопросом: а были ли у России чисто дипломатические камбэки и победы в из максимально хреновых ситуаций? Увы для нас-нынешних,...
|
|
сообщает Рабинович @froufrou
Привет. Заметки на полях по поводу работы с текстом.
Я люблю работать с контентом. В том числе, с чужим. Есть у тебя полотно текста: всё то, о чем кто-то хотел рассказать. И особый кайф ― перекроить это полотно в...
|