Мини-сериал «Призрачная башня» стоит посмотреть хотя бы из любопытства. С одной стороны – и это надо сразу зафиксировать – это не выдающееся художественное произведение. То есть крепкий сериал с качественными актерскими работами и довольно простой режиссурой – ничего лишнего, никаких вам изысков или неожиданных и сложных художественных решений. С другой стороны – это самый смелый и, пожалуй, важный мини-сериал этого года. честная история «изнанки» терактов 11 сентября. Главных героев в «Призрачной башне» двое: это глава подразделения по борьбе с терроризмом Джон О’Нил и его зам – специальный агент Али Суфан. Десять серий начинаются с терактов в Африке – взрывов посольств США в городах Дар-эс-Салам и Найроби и заканчиваются 11 сентября 2001 года. то есть по сути это такая мини-история (или её первая глава) борьбы США с Аль-Каидой и Усамой бин Ладеном, начинающаяся с объявления бин Ладеном войны Америке и заканчивающаяся самым страшным терактом в истории США и мира. Но Аль-Каиды как таковой в мини-сериале мало. Авторам не очень важно или даже интересно разобраться в том откуда взялась Аль-Каида и чем именно террористам не угодила Америка. Эту тему сериал затрагивает по касательной. Главная история в другом: на протяжении десяти серий авторы раскладывают перед зрителем паззл из которого складывается картина 11 сентября. Но вот только сложить её вовремя никто не смог, потому что часть кусочков была у ФБР, а часть – у ЦРУ и никто ни с кем не хотел делиться.
Очень, конечно, странно писать про этот сериал из современной России, потому что сам факт его появления кажется совершенно фантастическим. Один из главных каналов Америки за бешеные деньги нанимает одного из лучших сценаристов Голливуда (Дэн Футтерман), берет главных звезд (Джефф Дэниелс, Майкл Стулбарг, Алек Болдуин, Питер Сарсгаард) и снимает сериал о том, что в самой страшной трагедии в истории США виновато по сути ЦРУ. Нет, это не про шапочки из фольги или заговор, «Призрачная башня» гораздо страшнее – она про бюрократию. Про то, что у ФБР задача бороться с преступностью дома, а у ЦРУ – за пределами США и это формальное обстоятельство – разные юрисдикции – дает возможность в общем-то неплохим людям из в общем-то резонных соображений не делиться критической информацией со своими коллегами. И соображения это могут быть самые разные, от глобально презрительного и высокомерного отношения црушников к агентам ФБР, которых они считают простоватыми дуболомами, личной неприязни ответственного за борьбу с Аль-Каидой аналитика к Джону О’Нилу или соображениями геополитики – насущной необходимостью сохранить хорошие отношения с Саудовской Аравией. «Призрачная башня» подробно и в деталях рассказывает как из маленьких решений – не всегда плохих – складывается настоящий ад. И зрелище это совершенно гипнотическое. Не попытка найти врагов, не парадный призыв сплотиться перед лицом общей опасности, а дотошный подробный рассказ: вот те люди, которые по факту несут ответственность за трагедию 11 сентября. Вот сотрудник ЦРУ, который не хочет делиться важными фотографиями со встречи руководства Аль-Каиды в Малайзии. Вот аналитик, которая решает, что информация о прилете в США двух боевиков Аль-Каиды слишком ценна, чтобы рассказывать её ФБР. Вот директор ЦРУ, который на слушаниях в сенате не может по сути ответить ни на один вопрос, а за кулисами занимается челночной дипломатией между Белым домом и Риядом. А вот Кондолиза Райс, которая пришла в Белый дом заниматься политикой, а не вдаваться в детали, слушать подробные брифинги и принимать взвешенные решения. Смотреть за всем этим, понимая чем кончится сериал и что в десятой серии самолеты непременно врежутся в башни Всемирного торгового центра, невероятно интересно и немного, честно говоря, страшно и грустно. Ну и особенно грустно от осознания того, что вряд ли мы когда-нибудь увидим аналогичные русские сериалы про Буденовск, Норд-Ост или Беслан. https://youtu.be/bgsdAUKIICo