Роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» последние пару месяцев передают по виртуальным рукам, как несколько лет назад передавали великую книжку «Ложится мгла на старые ступени» Александра Чудакова: то один хороший человек напишет и восхитится, то другой. Великой книжкой «Петровых» я бы все-таки пока не назвал — но внимания она точно заслуживает; во всяком случае, это редкое художественное произведение, про которое хочется еще и написать здесь. Конечно, надо сказать базовые вещи. Это очень хорошо и очень по-своему написано; я уже писал тут как-то, что дельную художественную вещь всегда видно по первой фразе, и «Петровы» — как раз тот случай. «Стоило только Петрову поехать на троллейбусе, и сразу же возникали безумцы и начинали приставать к Петрову», — вот такое обманчиво простое, обаятельно абсурдистское, слегка изломанное, трогательно избыточное, по-хорошему неловкое письмо доминирует во всем романе, местами достигая изрядных высот и по части комизма, и по части точности. Люди любят, когда литература ловит какие-то вещи, «как в жизни», и Сальников умеет это делать с мелкими, но важными ощущениями. Например: «Вообще, у Петрова возникало ощущение, что родители растили его только для того, чтобы он зачал им внука, если бы внука можно было получить как-нибудь опосредованно, избегнув возни с самим Петровым, – родители бы с удовольствием последовали этому рецепту». С какой-то точки зрения хватило бы и этого — и где-то до экватора романа кажется, что больше тут ничего и нет: остроумно сочиненная черная комедия из жизни обычно-необычной екатеринбургской семьи с периодическими отходами в сюрреализм и очень ловкой композицией, которая в итоге собирается, как трехмерный паззл. Во второй половине, однако, — особенно после пятой главы, про юность Петрова и его друга Сергея, безусловно лучшей во всем романе, — начинает складываться и некий надсюжетный важный смысл. Смысл этот, кажется, примерно вот в чем. В российской публицистике 2000-х было распространено слово «хтонь»; кажется, как и многие другие, его крепко ввел в оборот Юрий Сапрыкин вот в этой своей колонке. Из нее следует, что хтонь — это «темная, подземная, иррациональная сила, управляющая жизнью страны», но в современном русском смысл быстро вымывается, и мне кажется, что употребляли его (и я сам, брат, из этих) в качестве такого интеллигентного синонима слову «быдло»; для обозначения неких «простых» людей и их потайной и жуткой жизни, одним из проявлений которой является невольное, но несокрушимое обеспечение легитимности действующего русского государства.
Так вот, «Петровы» — это в каком-то смысле роман про эту самую хтонь, только эта самая сила тут, да, иррациональная, но в каком-то странном, абсурдистском опять же смысле светлая и вполне себе земная. Герои «Петровы» — автослесарь, библиотекарша и их круг общения — те самые «простые» люди, которые тут выписаны без малейшей снисходительности; при том, что это в целом удивительный и удивляющийся текст, он нисколько не подвергает сомнению легитимность своих героев (в отличие от них самих, то и дело предающихся размышлениям о своей обыденности). И напротив: Сальников умеет увидеть красоту этой самой иррациональности; тайную энергию этой самой хтони; какую-то подспудную глубину. Все это, наверное, пошловато звучит, но это потому что я не умею толком доформулировать — Сальников все делает очень тонко, и «Петровы» получаются одновременно похожими и на Мамлеева с его лезущей изо всех щелей родимой жутью, и на Иванова с его умением увидеть литературу в российской обыденности. Если угодно, «Петровы» — это роман, гуманизирующий слякоть. Нужная штука.
Bookmate Litres
Другие посты по теме...
RASHEV @yrashev
Кстати, у меня с каждым городом обязательно связан какой-нибудь саундтрек или книга. Например, гуляя по Стамбулу, всегда хочется читать вслух Орхана Памука. В Алматы хочется слушать JCS и А-Студио. А вот в Риме –...
|
|
Vagitarian @vagitarian
Бомбочка! Три последних часа в баре «Мицва» вам будут лить потрясающие коктейли с 50% скидкой! Акция называется «Час еврея». В будние дни с 0.00-3.00, а в пт и сб с 2.00-5.00. Мне кажется, мы знаем где вы будете...
|
|
Beauty Insider @beautyinsider
#неполиткорректное люблю читать парфюмерных критиков - Катю Хмелевскую, Максима Юдова, Галю Анни, Любу Берлянскую. Ценю их за точность носов и фраз. Но часто вздрагиваю и икаю, читая комменты их фолловеров и френдов....
|
|
Книжный домик @books_house
Мы Автор: Евгений Замятин
Жанр: #Роман Аннотация:
«Мы»— роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920). Одна из самых знаменитых антиутопий мира. От «Мы» отталкивался, по его собственным словам, Олдос...
|
|
IF Бизнес Бесплатно @free_biznes
Сейчас для вас я приготовил две замечательные книги.
Советую прочитать их не только тем кто хочет быть бизнесменом или является им.
Подойдет абсолютно всем. Также я теперь буду добавлять цитаты известных мафиози.
Приятноо...
|