Академик РАН, эксперт по международной безопасности Алексей Арбатов: "Начинается давление в американском Конгрессе, чтобы направить американский военный флот, чтобы он демонстративно прошел через Керченский пролив, тем самым поддержав Украину политически и показав России, что Азовское море – не российское внутреннее море и Керченский пролив – не российский пролив. И если они на это пойдут, то Россия, конечно, здесь тоже встанет в соответствующую позу и может просто начаться война. Так что ситуация напряженная. И санкции беспрерывные возобновляются, Скрипали в Лондоне, все дела, связанные с химическим оружием, с хакерскими атаками. Год был плохой.
Я почти уверен, что вооруженные силы Украины не начнут наступление, как это они сделали летом 2015-го. Когда был первый этап прямой войны. Но столкновения в море возможны. И это может выплеснуться и на берег. Например, ополчение донецкое и луганское решит, что надо наступать, раз там в море такая напряженность, надо проложить сухопутный проход в Крым. Я это скорее готов допустить. Если начнется наступление из Луганска и Донецка на Мариуполь, Бердянск и дальше, конечно, украинская армия будет сражаться, а Запад будет оказывать ей помощь, несопоставимо большую, чем была до этого. Вооружение, технику, советников, частные военные компании – это все будет в 10 раз масштабнее, чем это было в 15–16-м годах.
В Сирии будет продолжаться война. А новая война может разразиться в Афганистане и перехлестнуться через Пяндж в Центральную Азию. Это может произойти и через 2 года. Но ведь ИГИЛ, «Аль-Каида», «Ан-нусра» (запрещенные в России) – они же никуда не улетели. Они потерпели поражение, оставили территорию и перемещаются в Афганистан. Скорее всего, они там что-то думают. Не исключены конфликты в Южно-Китайском море. Хотя Китай проявляет такую завидную сдержанность и аккуратность, но это тоже горячая точка. Не исключены конфликты между Индией и Китаем высоко в горах, в Гималаях. Там есть плацдарм, где обе стороны в течение долгого времени сосредоточивают силы, время от времени происходят артиллерийские дуэли, для нас это третьестепенный вопрос, но там тоже локальный конфликт может произойти".