Владислав Иноземцев: "Количество [российских чиновников] с 1999 по 2017 г. выросло без малого вдвое — с 780 тыс. до 1,37 млн человек. При этом рост благосостояния общества и расширение возможностей бюджета, которые были порождены прежде всего повышением мировых цен на продукты российского сырьевого экспорта, позволили исключительно резко поднять уровень жизни именно данной категории граждан (с начала 2000-х годов, например, официальный оклад депутатов Государственной Думы вырос с 16,8 до 399,3 тыс. рублей в месяц — и это не самый высокий скачок).
Более того: сегодня чиновничья армия распоряжается бюджетными средствами, несравнимыми даже с теми, которыми она оперировала в середине 2000-х — и распоряжается неплохо: согласно официальным оценкам, с 2010 по 2017 гг. нецелевое использование средств федерального бюджета выросло с одного до 1,86 трлн рублей в год. «Обмолачивать» этот поток мобилизованы родственники (вспомним сообщение о новой коммерческой фирме, зарегистрированной 82-летней матерью главы нижней палаты российского парламента) и друзья счастливчиков — так что можно с уверенностью говорить о том, что как минимум 3 млн человек считают нынешние порядки вполне выгодными для себя и не желают их менять.
Помимо чиновничьей массы, существуют и «силовики». Оценка их числленности может быть только приблизительной, но по минимальным подсчётам она приближается сегодня к 3 млн человек.
Эта часть российского общества в своём абсолютном большинстве не только не способствует экономическому и социальному развитию страны, но напрямую мешает ему, так как для поддержания своего существования она постоянно продуцирует новые ограничения, надзор за соблюдением которых обеспечивает этим людям зарплату, а санкционирование несоблюдения — коррупционный доход. Если принять число занятых в России за 72,4 млн человек, окажется, что более 11% составляют «ответственные» «государевы люди», а с членами семей эта категория лиц может достигнуть 17–18% активного населения страны. Для сравнения: сейчас в США совокупная численность сотрудников всех федеральных ведомств, включая персонал Министерства национальной безопасности и Федерального бюро расследований, по численности не превышает 1,86 млн человек, что составляет всего 1,21% от общего числа занятых, которое в марте 2017 г. превысило 153 млн человек".
https://sobesednik.ru/politika/20180911-sovremennuyu-rossiyu-reformirovat-nevozmozhno