История Антонины Макаровой
Историй эта началась с хорошего поступка. В 1941 году 19-летняя Антонина пошла добровольцем на войну. Там попала в котел, была арестована немцами, но вместе с еще одним солдатом сбежала. Сначала вместе со своим новым напарником долго блуждала по лесам да полям, а потом осталась одна. Солдат ушел к семье: жене и детям. Оставшись одна Антонина долго не могла найти себе места. Пока не дошла до деревни Локоть, которая на тот момент была оккупирована немцами. Там Макарова какое-то время занималась проституцией. А потом решила служить немцам. Ей выдали пулемет, назначили зарплатку, поселили в комнату и приказали расстреливать пленных партизанов и мирных жителей. Первая казнь прошла не без страха и с участием спирта, зато остальные пошли как по маслу. Расстреливала людей Макарова обычно пачками: по 27 человек. Тех, кого не убила пулеметом, добивала пистолетом. У некоторых людей забирала одежду и вещи. Вот что она сама об этом говорила: «Все приговоренные к смерти были для меня одинаковые. Менялось только их количество. Обычно мне приказывали расстрелять группу из 27 человек — столько партизан вмещала в себя камера. Я расстреливала примерно в 500 метрах от тюрьмы у какой-то ямы. Арестованных ставили цепочкой лицом к яме. На место расстрела кто-то из мужчин выкатывал мой пулемет. По команде начальства я становилась на колени и стреляла по людям до тех пор, пока замертво не падали все…»
И еще:
«Мне казалось, что война спишет все. Я просто выполняла свою работу, за которую мне платили. Приходилось расстреливать не только партизан, но и членов их семей, женщин, подростков. Об этом я старалась не вспоминать. Хотя обстоятельства одной казни помню — перед расстрелом парень, приговоренный к смерти, крикнул мне: «Больше не увидимся, прощай, сестра!..»
Ну и еще немножко:
«Я не знала тех, кого расстреливаю. Они меня не знали. Поэтому стыдно мне перед ними не было. Бывало, выстрелишь, подойдешь ближе, а кое-кто ещё дёргается. Тогда снова стреляла в голову, чтобы человек не мучился. Иногда у нескольких заключённых на груди был подвешен кусок фанеры с надписью «партизан». Некоторые перед смертью что-то пели. После казней я чистила пулемёт в караульном помещении или во дворе. Патронов было в достатке…»
Считается, что всего она убила около 1500 человек, хотя личности установили всего у 168. В 1943 из-за сифилиса Макарову отправили в госпиталь. А оттуда на работу в теперешний Калининград. В 1945 году при освобождении города она как-то умудрилась пройти все проверки НКВД и не вызвала ни у кого вопросов. По другой версии, она подделала свои документы. Как бы то ни было, в госпитале Макарова познакомилась с молодым солдатом, вышла за него замуж, а после окончания войны переехала в Беларусь и родила двоих дочерей. А там спокойно прожила больше 30 лет Воспитывала детей, рассказывала школьникам про войну, висела в музее (не она, фотография, конечно). Пока в 1978 под нее не начали копать. Но об этом во второй части.