Любопытство — главный противник рутины
Моногорода не заставляют людей оставаться там навсегда. Каждый сам за себя решает это сделать.
Что заставляет человека провести всю жизнь в одном моногороде на четыреста тысяч человек, в одной квартире тридцать квадратных метров типового многоэтажного дома, работая на лишь одной доступной на двести километров работе? Вставая по утрам и проводя рутинные операции по принудительной мобилизации организма с помощью увеличивающихся доз кофе, каждый привычно движется на типовом автомобиле вместе с остальными такими же людьми на уже ненавидимый ими завод по заученному наизусть маршруту. Рабочие, которые ещё не могут позволить себе взять кредит на автомобиль, толпятся в общественном транспорте, узнавая каждого из окружающих уже через один год постоянных поездок в трамваях и автобусах.
К подобной дисциплине приучают с самой школы, когда заставляют вести размеренную жизнь по предустановленным правилам. Учёба по расписанию продолжается целых двадцать лет жизни; человек постепенно свыкается (не без помощи наставлений преподавателей о том, что придётся ещё и работать) с мыслью о том, что так будет продолжаться всегда. «Надо — встану и поеду». Короткий сон превращается в обыденность, возникшие проблемы с некогда здоровым иммунитетом переходят в хроническую стадию из-за недосыпа и перегрузок. Постоянные стрессы в виде экзаменов и тестовых заданий с использованием новых компьютерных технологий ещё больше расшатывают нервную систему, однако положительные результаты подобных бессмысленных оценок (не)накопленных знаний позитивно влияют на желание человека продолжать рутинные походы в учебное заведение. Человек думает, что за это, а также за стипендию размером две тысячи рублей, нужно обязательно держаться. На это недвусмысленно указывают и родители, и преподаватели, и львиная доля людей вокруг.
Типовой человек — словно растение в гидропонной системе — специально адаптируется к окружающей действительности путём «наращивания» системы ценностей, одобряющей и поощряющей рутинное поведение. Такой человек всегда следует зову окружающих и стремится стать частью группы людей без проявления каких-то собственных личностных качеств. Если такому человеку задать вопрос: «Зачем ты это делаешь каждый день? Какова конечная цель?», то ответ обязательно будет содержать в себе отсылки к семье и детям, к достатку и невозможности/нежелании менять стабильное положение. Типовой человек никогда не захочет вынуть себя из сложившейся вокруг него системы — ему в ней очень комфортно, а другую такую он уже никогда не найдёт. Никто не захочет жертвовать тем малым, что у него имеется, пусть даже всё это — типовое, такое же как у соседей и других окружающих.
Про людей, которые не являются типовыми, которые смогли покинуть замкнутый круг, никто ничего не знает. Чаще всего они становятся невидимками и при первой же возможности покидают родину, где они должны были, по мнению остальных, пригодиться. Их «противопаттерновое» поведение проявляется ещё на ранних стадиях образовательного процесса, когда игнорируются занятия не потому, что гораздо удобнее посетить магазинчик «Белое и красное», стоящий в пятистах метрах от школы, а потому, что они получают гораздо больше информации самостоятельно. Такие люди не нуждаются в длительном надзоре преподавателей, такие люди способны выбираться из рутины и уже в школьном возрасте контролировать своё время. Чем раньше человек знакомится с открытыми источниками информации, тем больше он получает знаний об интересующих его областях и тем меньше становится желание возвращаться в консервативные учебно-рутинные заведения, образовательный план которых подходит только для выращивания типового человека.
Любопытство — главный противник рутины. Никогда не стоит позволять другим давить своё любопытство тем, чем, по мнению несведущих окружающих, занимались поколения поколений, выращенных в типовых теплицах современных моногородов.