Бытие художника имеет оправдание до тех пор, покуда он может выйти за черту. Эта черта может быть абсолютно любой- хоть возможности слова, хоть рамки жанра, хоть общественный договор на тему того или другого. А хоть и открытие новой, фиолетово-зеленой тени от яблони. Важно, чтобы целое было больше, чем сумма компонетнов. Важно, чтобы непостижимым образом из неприятного, занудного, неинтересного человека вдруг вылетело наружу что-то такое, чтоб "ах, как он это?". А может, и из красивого. Может, из интересного, но все равно- новое измерение, неожиданное, большое, раздвигающее горизонт.
У советской и постсоветской интеллигенции же почему-то единственным доблестным прорывом считался прорыв сквозь препоны злокозненного режима. Единственной победой, достойной песен и фанфар- победа над режимом. Нет, я не спорю- у некоторых этот прыжок за рамки дозволенного действительно рождал какие-то новые смыслы, новые энергии. У некоторых- очень немногих. Для остальных же существовал и до сих пор существует этот омерзительнейший жанр, именуемый "фигой в кармане". Суть жанра состояла в том, чтобы максимально искусно этот прыжок имитировать, выйти за флажки не полностью, а так- мизинчик высунуть, и сразу убрать. И когда из грозного, обнесенного колючкой зазеркалья и запределья на слишком уж выставившего мизинчик предупредительно взрыкнет тоталитарная сирена- быстренько сделать ноги, и потом рассказывать за коньячком друзьям-приятелям, художникам-писателям- "как я их ловко, а?". И вот такие парадоксальным образом ценились, и до сих пор ценятся. Куда больше тех, кто занимается фиолетовыми тенями, и даже куда больше тех, кто за колючую проволоку зашел весь, и пер по зазеркалью вперед и вперед, пока не налетел грудью на пулемет.
Потому в цирке должно быть весело. В цирке клоуна не могут бить по голове настоящим молотком, а то дети и женщины будут плакать. Клоун может дразнить тигра, силача, акробата- потому что тигр в клетке, а молоток на самом деле резиновый. А если все-таки ударят настоящим- так он и письмо директору цирка написать может.