Баня
1913
Зинаида Серебрякова
Холст, масло. 135 × 174 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Феминистки часто сетуют, как мало женщин-художниц вошло в историю искусства, но вот русский авангард без Зинаиды Серебряковой во многом немыслим.
Художница работала над полотном «Баня» в 1912—1913 годах — в основном в Санкт-Петербурге, в своей мастерской на Васильевском острове. Картина была закончена осенью 1913 года.
Искусствоведы писали: "Мечта её о гармонической живописи нашла полное воплощение", "в этой картине Серебрякова приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации, и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы".
Много лет спустя, в письме к искусствоведу Алексею Савинову от 14 июля 1957 года, Серебрякова писала: «Что привлекало меня к теме „Баня“ и вообще к писанию нагого тела? Я всегда увлекалась темой „ню“ и сюжет „Бани“ был лишь предлогом для этого, и Вы правы, что это просто „потому, что хорошо человеческое юное и чистое тело»