Некролог церкви в Кондопоге. Почему это гуманитарная катастрофа масштаба Духовного Чернобыля.
Представьте себе, что развалилась одна из египетских пирамид или рухнула, разбившись в пыль, Колонна Траяна в Риме. Успенская церковь Кондопоги была самым высоким сохранившимся зданием русской деревянной архитектуры — 42 метра, на пять метров выше Преображенской церкви в Кижах. Но дело, конечно, не только в высоте — она выражала саму суть русской архитектуры и связанной с нею цивилизационной идеи. Шатровый стиль — самый оригинальный и узнаваемый из русских архитектурных стилей. С его помощью посреди бескрайних русских просторов ставится обращенный вовне Храм-Знак, зримый символ Божьего присутствия в нашем мире, явленного через русский народ, его церковь и культуру.
Если византийский «крестово-купольный» храм приглашал зайти внутрь, обещая рай внутри, то дерзновенные русские шатровые храмы символически размечали пространство вокруг себя, как бы настаивая, что не только душа человека, но и природа вокруг может быть превращена в рай. Суровый Север русские люди превращали в святое место, в библейский райский сад. И именно поэтому (а не только из экономических соображений) материалом для строителей служило дерево, превращающее постройку в часть природы.
Церковь в Кондопоге стояла Богу свечкой на своем естественном месте, не запертая в искусственную резервацию музея, и тем свидетельствовала: здесь Бог, здесь Рай, здесь Русь… Кто бы ни сжег ее — по неосторожности или злому умыслу, он совершил чудовищное преступление, сравнимое с преступлением печально известного Герострата...
Россия огромная страна. Уже в силу этого любая материальная культура, даже накапливающаяся тысячелетиями, обречена размазываться у нас слоем манной каши по тарелке. При этом большинство регионов наших достаточно бедны, поэтому культурный жирок их совсем не такой впечатляющий, как у стран Европы. К тому же, накопление у нас еще и прерывается регулярно случающимися иноземными нашествиями, коммунистическими революциями, либеральными реформами и прочими катаклизмами.
В этих условиях мы должны буквально трястись над каждым сохранившимся дольше 60 лет памятником. Беречь его, стараться не уродовать перестройками и, тем более, не сносить. Вместо этого мы ведем себя на собственной же территории как вандалы — взрываем, сносим, застраиваем, уродуем ландшафты. Принцип «презумпции невиновности исторической застройки» нарушается у нас сплошь и рядом.
А потом мы ходим и рассказываем, как прекрасно и уютно в старых городах Европы ходить по средневековым улочкам и сидеть на скамейках, стоявших на том же месте 500 лет назад. При подобном своем отношении мы обречены будем завидовать Европе всегда, пока её не снесут варвары (одна беда, это произойдет довольно скоро). Но глупо быть варварами в отношении самих себя.
Другие посты по теме...
я просто текст @thedailyprophet
Посмотрел «Casting JonBenet» — документалку про убийство шестилетней Джонбене Рэмси, девочки с конкурса красоты, в городе Болдере, что в штате Колорадо, в середине 90-х (на этот сюжет идеально ложится то, что в сразу...
|
|
За бугром @za_bugrom
Читатели регулярно присылают ссылки на мои посты, украденные и опубликованные в других блогах. Спасибо за внимательность, но, пожалуйста, хватит отправлять мне это. Эпидемия воровства достигла настораживающих масштабов:...
|
|
Холмогоров @holmogortalks
ДОМ ИПАТЬЕВА, 1918 – 1977
…расстрелять бывшего царя Николая Романова, виновного перед народом в бесчисленных кровавых преступлениях. …решить вопрос о сносе особняка в порядке плановой реконструкции города. Что Кромвель,...
|
|
Документальное кино @dockino
"Рок Апокалипсис"🤘🏻
События фильма рассказывают про всемирно известный фестиваль, который в последние годы пользуется просто бешеной популярностью. Его основали в 1990 году, и тогда он планировался просто, как обычное...
|
|
Меломан Музыка @meloman
Любишь необычную музыку? Тогда загляни в @mantra_project Здесь представлено множество разнообразных мантр и другой этнической музыки в современной обработке.
Их звучание на санскрите, обладает сакральной энергией,...
|