«Человек из железа» (‘Czlowiek z zelaza’), 1981
С учётом того, что «Человек из железа» — это вторая часть трилогии Анджея Вайды об антикоммунистическом движении в Польше в XX веке, логичнее было бы смотреть на неё через призму первого фильма — «Человек из мрамора». Но на мой взгляд, именно вторая часть, повествующая о забастовке на Гданьской судоверфи была для своего времени куда более насущной, чем первая, которая вышла за пять лет до этого. В «Человеке из мрамора» режиссёр возвращался назад, вспоминал прошедшие события и исследовал, насколько хорошо сохранилась память о них. «Человек из железа» вышел куда более насущным и актуальным для польского народа, потому что изображал только что отгремевшие события, ставшие началом чего-то большего и значительного. Но кроме того, в центре истории стоит не убеждённый революционер (хотя истории Мачея Томчика уделена большая часть хронометража), а человек, изначально с пренебрежением относящийся к забастовке, продажный журналист, алкоголик и стукач. Циничный пан Винкель, человек далеко не отстранённый от контрреволюционного движения, по прибытию в бунтующий Гданьск, постепенно начинает менять своё отношение. Видя своими глазами, что народ страдает из-за государства, Винкель проходит долгий путь принятия и солидарности с бунтовщиками. Сейчас историческая значимость этой картины может быть не понятна современным зрителем, поэтому после просмотра стоит изучить исторический контекст хотя бы в общих чертах. «Человек из железа», несмотря на свою идейную составляющую, сложно назвать агитационным фильмом. Если убрать из него польские декорации и названия противоборствующих организаций, получится общечеловеческая история борьбы за свои права и свободы.