Самуил Лурье, «Техника текста» (лекции в Эрарте, 2012):
Банальные люди всегда повторяли глупости, сказанные другими. И это помогает: если вас дурак разозлит или бездарный человек скажет автоматическую глупость, вам хочется сказать по-другому. И вот уже вам есть зачем написать ваш текст. *
Для текстов, которые мы называем гениальными, характерно не то, что они нас потрясают эстетической красотой или эмоциональной силой. Они пробуждают в нас волнение и чувство важности происходящего — тем, что они необыкновенно стремительны внутри, они горячи, у них высокая температура, они плотны. Там текст достигает какого-то уровня сверхвещества, сверхтекста. Мне надо, чтобы текст был как вырванный из вашей головы клочок пламени. Обжигающим должен быть ваш текст. *
Сначала мне ужасно неловко, неудобно, что текст опять не получился — такой, какой я хотел. Потом я его кому-нибудь посылаю, пишу: «Вы сами видите, опять ничего не получилось». Меня кто-то успокаивает, пишет, что улыбнулся, засмеялся... Мне очень дорого, чтобы в тексте было хоть что-нибудь смешное, чтобы заставить человека улыбнуться. Мне кажется, всякая правда, и даже самая высокая истина, должна быть хоть немного смешной, так устроен человеческий ум — а может быть, даже человеческая душа. Истина, которая пытается выдавать себя за слишком серьёзную, — не настоящая. *
Но самое главное все-таки — услышать свой собственный голос у себя в голове, поймать эту интонацию. Ведь мысли в голове как будто не имеют интонации. Они проходят в голове как бегущая строка, причём в несколько этажей, и кажутся беззвучными. Но проблема как раз и состоит в том, чтобы услышать, кто я сегодня. Не всегда, а вот сегодня, сейчас, думая об этом, в эту самую минуту, такой, какой я есть. Почувствовать своё пребывание в этой минуте и услышать свой голос — это, собственно говоря, и есть главная задача.
*
Я думаю, что ключевое слово для настоящего текста — «волнение». Настоящий текст — тот, который содержит в себе волнение. То есть вы пытаетесь передать своё волнение от чего бы то ни было — а мы видим, что все-таки от важности сообщения, от того, что на самом деле в вас происходит, — и это волнение передаётся тому, что читает ваш текст. *
Художественный текст ведь пишется именно оттого, что мысль не высказать словами. И нужно сначала придумать голоса, которые о чем-то спорят, потом людей, которым принадлежат эти голоса, и как они одета, и как они относятся друг к другу — и так это понемножку идёт, голоса и жесты, ваши мысли, одетые в голоса и жесты. А иначе не было бы никакого художества. Художество возникает от невозможности сказать умом.
Другие посты по теме...
Мохнатые подмышки @hairyarmpits
Ух, подруги!
Момент, когда у меня подгорело. Дайте расскажу, как в лесбо-паблике опубликовали и ДОПИСАЛИ мой текст про этику секса. Спасибо читательнице, приславшей ссылку. Они берут текст, не упоминают автора, ВЫРЕЗАЮТ...
|
|
Безумный SMM™ @Bezumnyj_SMM
Сегодня поделимся алгоритмом и примерами создания роликов из текста и фотографий. Пригодится, если надо превратить длинный текст в короткое видео о главном.
Уже несколько лет различные исследования подтверждают тенденцию,...
|
|
Luxury Problems @yuribolotov
На «Медузе» вышел текст Дани о расстреле в Новочеркасске в 1962 году. Нет ничего важнее темы памяти, и каждая такая история — это политика.
|
|
LIFEHACK VIDEO 💡 @LifeHackVideo
Любишь поиграть в казино, но собственные деньги нет желания тратить?💰
Любишь халяву, но не знаешь где её искать?🤔
Подписывайся на канал "BonusHunt" https://t.me/gambling_bonus !
На нём - ежедневная сводка всех...
|
|
Магазин онлайн - скидки, акции @shopru
Квадрат Пифагора: узнай характер по дате рождения.
Эти нехитрые вычисления помогут вам раскрыть характер человека. Для этого нужно узнать дату рождения.
И прочитать продолжение
|