Видимо, плох тот психолог (или типа психолог), который не написал еще о поведении жертвы. Вот и эволюцио написала. В ее посте, как у нее часто бывает, смешаны верные и вредные вещи, которые мне хотелось бы распутать.
Итак, она пишет, что жертвы чувствуют себя сбитыми с толку: вчера еще мир был нормальным, а теперь все плохо. И потому пытаются понять, в чем они виноваты. Что можно было сделать иначе в прошлом, чтобы такой беды не повторялось в будущем.
Но тут приходят коварные негодяи (феминистки, короч) и давай доказывать жертве, что ее вины не было. Но таким образом, они окончательно выбивают у жертвы почву из под ног и последнее чувство контроля. (Да плюс еще нехорошие психологи начинают вместе с жертвой копаться в истории ее семьи, обвинять маму с папой...)
А на самом-то деле жертве надо помогать набираться сил (ресурсов) сегодня, брать контроль над своей жизнью в руки сегодня и смотреть в будущее, а не копаться в прошлом.
Что с этим так, а что не так?
Начало, в общем, верное. Жертвы сами себя обвиняют и сами себя стыдят. Это нормальная реакция, нормальная стадия восстановления. Предположим, избили у женщины ребенка в школе. Она думает: черт, надо было в другую школу отдавать, надо было внимательнее за ним смотреть, что я за мать такая!
Помогает ли это жертве? Да так себе. Ну, в смысле, если это что-то из серии "Ой, обожглась, в следующий раз использую ухватку" - то, конечно. А если это сложное событие, к которому привел огромный ряд причин, и которое куда сложнее спрогнозировать, и в котором задействована чужая злая воля... Контроль не возвращается, а силы и время уходят.
И тут приходят коварные феминистки. Нет, конечно, не приходят. Подруги и любящие родственники, симпатизирующие френды, конечно, могут сказать: "Ой, бедная, ты ни в чем не виновата", но не из принициальных соображений, а пытаясь утешить. Впрочем, это бабушка надвое сказала, будут ли тебя утешать.
К жертве в этот момент обычно приходят обвинители. Мать пишет в блоге: "Случилось страшное, завтра пойду к директрисе разбираться!" А ей какая-то пизда с горы и отвечает: "Так просто дети не дерутся! Узнайте, что не так с вашим ребенком! Чем-то же он всех разозлил? Не удивительно, что у матери-доносчицы ребенка бьют!"
То есть героиня, прямо-таки по эволюцио, взяла жизнь в свои руки здесь и сейчас, собрала там свой моральный и юридический ресурс, накатала законную жалобу... А ее пытаются вернуть на стадию "могу ли, говно ли я, магнолия".
Вот тут обычно приходят борцы с виктимблеймингом. Но бьются они с обвинителями. Это может быть и бой не под историей, а под новостной статьей, где жертва и подавно не будет читать комментариев. Да богиня, это может быть разборка о событиях столетней давности в далекой стране. Тут вообще в игру вступают люди, которых и эволюция, и другие популярные блогеры, писавшие нечто аналогичное, просто забывают. И, конечно, забывают они и о самих преступниках/нарушителях. Они их и правда числят по разряду стихийных бедствий, волков таких, которым просто хочется кушать.
Борьба с виктимблеймингом - это не борьба за то, чтобы женщина по жизни чувствовала себя несчастной жертвой, которой нет спасения. Это борьба за 1) ответственность нарушителей, 2) за то, чтобы третьи лица думали, прежде чем капали на мозги жертве, которая уже и так сама себя обвинила. Ей не нужна в этом помощь, эту стадию все проходят и без сопливых.
Дальше пути жертвы и воюющих сторон, собственно, обыкновенно расходятся. Бой продолжается, а жертвы, как правило, от стадии вины и стыда переходят к стадии гнева. Часто усиленного, так как за свою вину, которой не было, и стыд тоже обидно.
Эволюцио - я ее давно читаю - эту стадию почему-то очень не любит. А насколько я знаю, все эмоции имеют рациональное звено. Гнев - это мобилизация, это борьба за справедливость. Он, конечно, дорого берет за свою работу. Но он на определенном этапе нужен. Да, затягивать с ним в его пиковом состоянии вредно, так и с виной вредно.
А когда и эта стадия отгорает (понятно, все это может тянуться годами, а может промелькнуть в голове человека за минуты - у людей очень разная устойчиво