О «трилогии веры», которую сам придумал Бергман и подхватили журналисты, биографы и зрители на десятилетия, написано немало, но без собственных пяти копеек не обойтись. Главный совет, если сядете за три фильма — смотрите их подряд. Тогда вы заметите, как меняется отношение к Богу у героев этого триптиха: в «Стекле» встреча со всевышним показана, как болезнь и неожиданный диалог с необъяснимой силой, в «Причастии» — это уже спор, в «Молчании» — фон к истории, который иногда проникает в основную ткань фильма, но скорее лишь потому, что без этого Бергман 60-х не может.
«Причастие» — это вечная история о колебании веры, о молчании Бога. Пастор Томас Эриксон в церкви с детства. Его родители хотели, чтобы он стал священником, и он послушался. Но сейчас у него в голове бардак: несколько лет назад умерла любимая жена, сейчас есть любовница, но нет любви, и в минуты терзаний и одиночества он начинает сомневаться в главном — в Боге и вере. «Причастие» — один день его жизни, который начнется с церковной службы и ей же закончится.
«Причастие» — сильное кино, в котором Бергман очень аккуратно ищет точки соприкосновения со своим героем. Это он здорово описывает с своих дневниках, где признается, что постоянно пишет и переписывает сцену за сценой, меняя сюжетные ходы, ситуации, мотивации героев. В конце концов, «Причастие» довольно умело балансирует между религиозной притчей и фильмом о кризисе среднего возраста. А оказывается еще и фильмом о любви, как о главной мировой силе. Но проблема этой картины, для меня: в её некоторой традиционности, степенности. «Причастие» могли бы снять и в 1962-м, и в 1975-м, и сейчас. Причем, не обязательно режиссер исполинского таланта, как у Бергмана. Для меня это — отличное кино, но в нем Бергман почти не делает шагов вперед, не пытается раздвинуть жанровые рамки. И поэтому, «Причастие» меркнет для меня на фоне «Молчания» — фильма-эксперимента, фильма-взрыва, наверное, лучшей картины (пока), которую я смотрел в рамках нашего марафона.
«Молчание» — это сюрреалистическая то ли притча, то ли сон о двух сестрах, которые вместе с сыном одной из них, останавливаются в непонятном европейском городе, кажется, времен Второй мировой. Старшей сестре плохо, и они принимают решение провести несколько дней в отеле, пока она не поправится. В следующие пару суток больная сестра будет отлеживаться в постели и пить вино, младшая — гулять по городу и даже познакомиться со смазливым официантов из ближайшего кафе, а мальчик — гулять по отелю, где он познакомиться с труппой карликов, странным метрдотелем, а также застукает свою маму за сексом с тем самым официантом.
Если «Причастие» — это чистенькое сочинение отличника на тему «Оказавшись перед Богом, что бы вы ему сказали», то «Молчание» — это ирреальный трип по подсознанию, смелое, откровенное, яркое, невероятное кино. С каждой минутой герои все плотнее запутываются в ткань картины: мальчик без конца бегает по отелю, знакомясь с его странными постояльцами, старшая сестра словно специально закутывается в одиночество, младшая, наоборот, пытается сбежать из тесного номера гостиницы. Бергман драпирует их сложные отношения странностями — выбрасывает из фильма почти все диалоги, заставляя героев общаться на странных языках, за окном — летают самолеты, ездят танки по улицам, есть стойкое ощущение приближающегося ада. Мы как будто оказываемся с героями и в ловушке, и в странном параллельном пространстве со своими правилами.
Из «Молчания», конечно, вырос Дэвид Линч. Не знаю, упоминал ли когда-нибудь о фильме Бергмана, но связь налицо — от общего ощущения реальности до мельчайших деталей, вроде карликов или исковерканной речи героев. Но «Молчание» — это еще и про крах Европы, как космополитического пространства, в котором все живут спина к спине, но не понимают друг друга. И еще — о борьбе разума и чувств, в которой по Бергману всегда побеждают второе. Короче, я тут часто брюжжал по поводу Бергмана (почти все его ранние фильмы считаю все еще невыносимыми), но «Молчание» — великое кино. Без оговорок.
Другие посты по теме...
Блог Киномана @blog_kinomana
«13 грехов» (2013) «Люди прячутся под маской морали, и это самое страшное - никогда ведь не знаешь, когда они эту маску решат сбросить» На что вы готовы ради денег? Этот вопрос ставится перед Эллиотом, главным героем...
|
|
Кинотеатр онлайн "Матанга" @film338
Конверт 🎬
Год выпуска: 2017.
🔍Жанр: #триллер, #ужасы
📊Рейтинг: ★★★★★★☆☆☆☆
Москва. Наши дни. В архитектурную компанию по ошибке приходит странное письмо. Секретарь, заметив недоразумение, просит водителя Игоря доставить...
|
|
LIFEHACK VIDEO 💡 @LifeHackVideo
Любишь поиграть в казино, но собственные деньги нет желания тратить?💰
Любишь халяву, но не знаешь где её искать?🤔
Подписывайся на канал "BonusHunt" https://t.me/gambling_bonus !
На нём - ежедневная сводка всех...
|
|
Магазин онлайн - скидки, акции @shopru
Квадрат Пифагора: узнай характер по дате рождения.
Эти нехитрые вычисления помогут вам раскрыть характер человека. Для этого нужно узнать дату рождения.
И прочитать продолжение
|
|
MDK @mudak
МДКач, у меня важный вопрос: Вы когда-нибудь ебали бабу без сознания?
anonymous poll
Нет – 952
👍👍👍👍👍👍👍 88%
Да – 133
👍 12%
👥 1085 people voted so far.
|