«А художникам — ничего»
Так постановил суд Америки. Семилетняя, очередная борьба художников за процент с работ (роялти), перепроданных на аукционах, закончилась поражением художников (по крайней мере в США). Напомним, что первым возмутился против системы, когда можно купить работу начинающего художника задешево, а через какое-то время продать за очень дорого, еще Роберт Раушенберг в 1973 году. Тогда коллекционер и владелец гаража такси Роберт Скалл впервые в большой аукционной практике распродал 50 лучших образцов современного искусства того времени из своей коллекции — на Sotheby’s работа Раушенберга, которую Скалл у него купил за $900 ушла за $85 тыс. Именно этот аукцион считают отправной точкой в истории невероятного роста цен на современное искусство, последствия которого мы так хорошо видим и сегодня. Хотя есть и еще интересные цифры: в 2000 году объемы продаж современного искусства на трех аукционах, Christie’s, Sotheby’s и Phillips, составляли около $41 млн. В то время как сейчас эту сумму с легкостью приносит один лишь дневной аукцион Phillips.
Возвращаясь к аукционным рекордам и доли художника, можно лишь напомнить, что Керри Джеймс Маршалл, ставший самым дорогим афроамериканским художником, картина которого (на фото) была продана за $21,1 млн на майских торгах Sotheby’s, не получил с этой продажи на вторичном рынке — правильно — также ничего, кроме сотни заголовков в прессе.